Вторник, 28.06.2022, 02:45
ГБПОУ "ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ" в ГБПОУ "Донецкий горный технологический техникум"

СБОРНИК ЗОЖ

КОНФЛИКТЫ    в  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ

https://vk.com/doc677549925_616347715

«Психология конфликта»

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. 

Или

Конфликт – это основанное на противоречиях взаимодействие сторон, которые преследуют несовместимые интересы и действия которых непосредственно направлены друг против друга. 

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и                                   предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. 

Виды педагогических конфликтов, в зависимости от сторон-участников 

    • 1. Учитель-студент.
    • 2. Учитель-родитель. 
    • 3. Студент-студент.
    • 4. Учитель-администрация и учитель-сторонние организацииучитель-коллеги. 

Основными характеристиками педагогических конфликтов являются:

  1. высокая ответственность, т.к. школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. различия в социальном статусе участников, чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает из них наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  6. учитель должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

 

Правила разрешения педагогических конфликтов:

1. Попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из личностного (эмоционального) в деловой, спокойный, чтобы существовала возможность договориться. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

2. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен и будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента и будьте справедливы и честны.

4. Разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугублять ее. Даже если это удалось сделать лишь частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшей позитивной договоренности. Поэтому умейте вовремя останавливаться.

Программа действий при разрешении конфликтов, этапы которой выглядят следующим образом:

  1. Для начала необходимо признать наличие конфликта. Не думать, что все само собой рассосется, а, не теряя времени, правильно определить проблему, которая привела к конфликту.
  2. Конфликтующие стороны должны высказать свою точку зрения на проблему.
  3. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. В процессе обсуждения важно не давать оценку высказанным предложениям, т.к. это вызывает эмоции. В итоге необходимо выбрать из предложенных такую идею, которая учитывала бы мнение всех сторон и удовлетворяла их требования.
  4. При выработке разрешения конфликта важно определить «правила игры»: кто, когда, в каком составе и где будет обсуждать нерешенные проблемы, а также установить сроки его разрешения, которые должны быть приняты всеми участниками конфликта.
  5. Реализация плана разрешения конфликта должно быть немедленной.
  6. Оценка правильности принятого решения. На этом этапе оценивается эффективность действий членов конфликтной ситуации. Самое важное сделать так, чтобы максимальное количество участников было довольно. Самый главный критерий – окончание конфликта. После успешной реализации принятого решения полезно опять вернуться к обсуждению и выяснить, устраивает ли это решение всех. Если нет, то  необходимо принять новое, пройдя все вышеуказанные этапы. 

Разрешение любой конфликтной ситуации осуществляется по 5 возможным стратегиям:

  1. Уход.
  2. Уступка.
  3. Принуждение (или соперничество, или борьба).
  4. Компромисс.
  5. Сотрудничество.

Разрешение конфликта «Учитель - студент» 

- Предотвращение. Учитель должен вовремя заметить первые проявления своего конфликта с студентом, определить его причину и предотвратить его. - Компромисс. Учитель, должен идти на него сознательно, выражая это уважением к студенту. 

- Доброжелательность и чуткость. Даже в конфликтных ситуациях учитель обязан быть доброжелательным и выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков, правильно оценивать их. Только в таком случае можно рассчитывать на доверие обучающихся к педагогу.

 

Причины конфликтов (по У.Линкольну):

1. Информационные – приемлемость или неприемлемость информации для участников взаимодействия, ее искажение.

2. Поведенческие – неуместность, неэффективный стиль, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон.

3. Факторы отношений – степень удовлетворенности от взаимодействия между двумя и более сторонами.

4. Ценностные – принципы, следование которым для людей значимо, реализация которых ожидается (профессиональные, культурные, религиозные, идеологические и др.).

5. Структурные – относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить (закон, возраст, субординация, время, доступность техники и других средств, обеспечивающих учебный процесс)

 

Основными причинами возникновения конфликтов между учителем и студентом являются:

  1. Отсутствие единства требований у педагогов (один требует встать при ответе, другой – разрешает ответ с места).
  2. Слишком большое количество требований педагога, из-за чего применение требований становиться эпизодическим, что нервирует студента (сегодня нельзя, а вчера было можно).
  3. Несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом (требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает).
  4. Завышенные требования педагога к обучающимся, авторитарный стиль руководства (классный руководитель хочет, чтобы его группа была лучше, "терзает" её, суется во все дела, руководит, а когда его нет, группа превращается в неуправляемую толпу).
  5. Игнорирование педагогом моральных и деловых качеств студента (что приводит к привлечению к себе внимания неадекватными способами).
  6. Расхождения в оценке студента группой и учителем (в глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и справедливым).
  7. Неумение учителя принять студента таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами.
  8. Неумение учителя поставить себя на место студента, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние студента.
  9. Негативная оценка обучающимися профессиональных или личностных качеств педагога. (как правило, чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты).

 

Конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с студентом. Студент не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым, т.к. это человеческий фактор.

Причины для конфликтов могут быть разные:

  • несовпадающие мнения учителя и родителя в области организации учебно-воспитательного процесса; 
  • несогласие родителей с отношением к обучающемуся со стороны учителя;
  • неадекватно заниженные, по мнению родителей, оценки, выставляемые учителем;
  • непринятие студента сверстниками;
  • завышенные, на взгляд родителей, требования.

 

Вход на сайт
Гуманитарная программа
Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • ГБПОУ "ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" © 2022
    uCoz